(+993 12) 46 - 39 - 42
(+993 12) 46 - 39 - 42
г. Ашхабад. Туркменистан.
s. Ashgabat. Turkmenistan.
Имя этой легендарной царицы происходит от кельтского слова bouda — победа. По римским источникам она родилась примерно в 30-м году I -го века нашей эры. Боудикка с детства умела обращаться с оружием и править боевой колесницей, потому что почти всех кельтских девушек в то время учили сражаться. В 16 лет она вышла замуж за Просутага – вождя (тигерна) независимого бриттского племени иценов, проживавших на территории современного Норфолка (Великобритания) и родила 2 дочерей.
Римский историк Тацит (58-117 гг. н. э.) писал о ней: «Это была женщина благородного и знатного рода. Высокая и статная, держалась она гордо и независимо. Боудикка не терпела подхалимства и низкопоклонства, сама вела себя свободно и раскованно. Её стан выделялся среди современниц грациозностью и гибкостью. Боудикку украшали длинные прямые огненно-рыжие волосы, доходившие до пояса. Когда она куда-либо направлялась, они гордо развевались над её фигурой, словно боевое знамя армии. Голос у неё был высокий и резкий, а взгляд пронзительный и требовательный. Не всякий мог его выдержать. И одевалась Боудикка по-царски: носила цветастую тунику, опоясанную дорогим позолоченным поясом, и кельтский шейный платок. Часто она появлялась на людях в плаще-накидке, подколотом золотой брошью».
Земли иценов фактически не были подконтрольны Риму, т. к. при завоевании Британии императором Клавдием в 43 году н. э. они вместе с десятью другими племенами присоединились к его войскам как союзники, надеясь этим сохранить свою независимость. В 47 году, во время попытки Публия Октория Скапулы разоружить их, они смогли отстоять своё право на независимость. Прасутаг завещал своё наследство жене, дочерям и записал сонаследником римского императора. Этим он надеялся сохранить свободу и независимость соплеменников и семьи. Оставлять независимость союзным царствам было нормальной римской практикой, если царство завещалось римскому императору после смерти союзного царя. Но римские законы позволяли наследование только по мужской линии. Поэтому все попытки Прасутага сохранить на престоле свой род были тщетными. После его смерти царство было аннексировано, земли конфискованы, а имущество описано. Имущество благородных жителей и рабов теперь было одинаково. Римляне разграбили казну Просутага, а иценов обратили в рабство. Когда местные жители потребовали от римлян справедливости, те прилюдно на площади высекли Боудикку плетьми, а её дочерей изнасиловали. Об этом пишет знаменитый древнеримский историк Тацит.
Боудика, переполненная гневом и ненавистью, собирает правителей других племён бриттов и зовёт их на восстание. Она собрала около 100 тыс. воинов, которые
осадили бывшую столицу другого бриттского племени триновантов Камулодун (современный Колчестер). Командующий IX римским легионом Квинт Петиллий Цериал попытался отбить город, но был разгромлен и бежал в Галлию. Затем восставшие сожгли дотла Лондиний, современный Лондон. Следующим разрушенным городом был Веруламий (современный Сент-Олбанс). В трёх городах было убито около 17 000 человек. Пленных не брали. Дион Кассий детально описывает события, говоря, что простых людей вешали, резали, сжигали, сажали на кол, распинали на крестах, а благородных, особенно женщин, убивали жестокими способами, принося их в жертву кельтской богине победы Андрасте. Судя по археологическим раскопкам, войсками Боудикки был также разрушен город Каллева (современный Силчестер).
Наместник – Гай Светоний Паулин, опытный, весьма способный и столь же честолюбивый военачальник, собрал всех, кого можно поставить в строй, и решился дать сражение Боудикке. Согласно Тациту его силы насчитывали более 10 000 человек. Войска Боудикки во много раз превосходили силы Светония и насчитывали, по разным оценкам, от 80 000 до 230 000 человек. На битву бритты самонадеянно привели с собой жён для демонстрации своей удали, которые сидели на повозках, окруживших поле боя. А многие из них бегали по берегу с распущенными волосами, размахивая факелами. Боудикка с дочерями приехала на колеснице. Но Рим взял не числом, а умением. Исход битвы решился скоро. Умение и выбор правильной тактики победили численный перевес и самоуверенность бриттов. Римский легион прошёл через неорганизованную толпу бриттов как нож сквозь масло. Огромное число сражавшихся бриттов, их страстное желание обрести свободу, воодушевлявшие их жёны, стоявшие за их спинами, - не помогли разбить монолит римского легиона. Римляне устроили беспощадную резню. Почти все бритты были убиты, пленных не брали. Римляне не щадили даже женщин. Историки говорят, что пало примерно 80 тысяч британцев, а римских солдат погибло всего 400. Столько же были ранены.
Так закончилось великое восстание великой женщины. Бесстрашная Боудикка смогла зажечь искру восстания, затем раздуть пламя на всю римскую провинцию. Она смогла поднять на борьбу десятки тысяч людей, но создать из них войско, способное смести последнюю преграду, не успела. Боудикка погибла здесь же, на поле брани: видя крах своих надежд, она приняла яд чёрного болиголова. Погибли и её дочери вместе с нею.
Но гибель эта была не напрасна, т.к. она не только смогла отомстить за поругание себя и своей семьи, но добилась ослабления власти Рима на землях своего племени и других дружественных племён, а также более уважительного отношения к своим соплеменникам.
Фигура Боудикки была окружена своеобразным романтическим культом при английских королевах Елизавете и Виктории — не в последнюю очередь потому, что её имя значит «победа» (как и имя Виктория). В викторианский период появляются многочисленные, в том числе, и скульптурные изображения свободолюбивой предводительницы иценов. Парадокс состоит в том, что образ «туземной» воительницы, которая принесла себя в жертву борьбе с величайшей империей своего времени, был переосмыслен как символ Британской империи — крупнейшей империи в истории человечества.
Одна из великих воительниц древнего мира навсегда запечатлела своё имя в истории человечества, оставшись символом благородства, храбрости и свободолюбия.
Недавние статьи